Команда запорізьких гідроархеологів продовжує досліджувати судна 18 сторіччя, які було знаходяться  на дні Дніпра. Це кілька суден дніпровської флотилії, які датують приблизно 1738-1039 роками. В дослідженні кораблів допомагають колеги з інших міст України, минулого місяця зокрема долучилися одесити, які суттєво допомогли з технічним оснащенням. Про це розповів на своїй сторінці у Facebook голова відділу охорони пам’яток заповідника «Хортиця» Дмитро Кобалія.

Наразі археологи не ставлять задачі підняти затонулі кораблі на поверхню —  займаються описом знахідок та роблять 3D моделі. Нагадаємо, найближчим часом у Запоріжжі може з’явитися віртуальний музей судноплавства – аби за допомоги  3D моделей всі охочі могли побачити судна, які лежать під водою.

НАШ ВЫХОД В ИЮНЕ

В июне мы продолжили обследовать судно, которое все больше напоминает бригантину, затонувшую в 1738 или 1739 годах. Первоначально мы надеялись посвятить этот выход фотограмметрической съемке. Видимость в начале месяца действительно улучшилась почти до 2 метров, и это вселяло некоторые надежды. Однако дожди и жара в целом не способствовали работе. В 20-х числах прозрачность упала до полутора метров, а с девятиметровой глубины уже требовался фонарь. Да и упомянутых двух метров было явно недостаточно, поэтому трехмерное моделирование пришлось отложить на осень. Летнее время не лучшее для фотографии, зато рисовать и делать промеры возможно. В этом рейсе к нам присоединились два представителя клуба НАВАРЭКС – Viktor Korostiienko и Евгений Сукачёв, за что мы им очень признательны. Одесситы как обычно привезли целый бус всевозможной техники: ребризеры, буксировщики, спарки и т.д. Суровые условия работ и глубины у о. Змеиный, где они обычно обитают, не дают возможности расслабиться и требуют дисциплины. Поэтому мы на их фоне чувствовали себя пляжниками. Два дня наши коллеги занимались свободным поиском. Сначала они слегка напряглись из-за видимости и течения, а чего, собственно, поделаешь, да, не фонтан. Но ничего, потом привыкли. Мы же продолжили триангуляционные замеры, сделав чертеж-схему еще менее понятной, проверили несколько точек на прилегающей территории, впрочем, без особого успеха, и прокололи участок к северу от затонувшего судна. В этом смысле Zaitsev Viacheslav был молодцом и проследил заваленный песком борт на три четвертых длины, что хорошо. Дальше он наверняка продолжается и это надо будет проверить более длинным щупом. В целом, за три дня работ поставленные задачи были выполнены, наши коллеги уехали, перебив в наши баллоны остатки воздуха (за это отдельное спасибо!), мы же подняли паруса и отправились домой, уточнять план памятника и готовить охранную документацию.Кстати, два прошлогодних судна у б. Наумовой, OD1A и OD5 уже занесены в списки вновь выявленных объектов и, благодаря стараниям Областного Департамента культуры, ожидают занесения в Реестр недвижимых памятников культуры.